Deskjet1 (deskjet1) wrote,
Deskjet1
deskjet1

Category:

Пешком с детьми по шпалам Кругобайкалки-II

Часть 5 - Киркирей.
начало здесь:
https://deskjet1.livejournal.com/4549.html

074_DSC08887.JPG

Часто Кругобайкалку воспринимают, как чуть ли не заброшенную дорогу, особенно когда видят, например, такие фотографии как  из моей прошлой поездки:

60.JPG

57.JPG

56.JPG

55.JPG

54.JPG

Но, это не так. В летнее время, помимо рабочих поездов и Мотани, проходят и несколько туристических поездов. Бывает и по 3 за день. Причём один из них использует паровозную тягу.
Так, что все автомобили, велосипеды, палатки, женщины лежащие в купальниках на путях – не более, чем шутка.
Итак, новое утро  14 июля встретило нас ярким солнышком. Остатки ночного дождя рассеивались в виде лёгких облачков.
082_DSC08818.JPG

Дети ещё спали
083_DSC08816.JPG

Южный берег
083а_DSC08822.JPG

После завтрака, пока я укладывал последние вещи, дети ещё немного поиграли на берегу. Слава достроил пирамиду.
084.jpg

Покинули нашу стоянку, как обычно, поздно, около 11 часов.
085.jpg

Хотя я всегда просыпаюсь с первыми лучами солнца, выйти раньше не получается.
085а.jpg

Сразу встречаем интересную, хотя и не уникальную, (такой здесь много) кладку.
086_DSC08829.JPG

Интересна она тем, что камень в ней уложен без связующего цементного раствора, а сами камни подогнаны по форме и размеру. Несмотря на то, что этой кладке более 100 лет, она практически в первозданном состоянии и не думает разрушаться.
Чуть дальше встречаем уже другой вид кладки. Здесь камнем облицована скала, предохраняя её от разрушений.
087_DSC08830.JPG

Там, где нет укреплений, часто происходят обвалы.
088_DSC08828.JPG

Становится жарко, но вскоре показался очередной тоннель
089_DSC08834.JPG

В нём, в прохладной тени устроили первый привал.
090_DSC08835.JPG

Через 10 минут поход продолжили

091.jpg

Ещё одно место с кладкой камня. Очень интересное сооружение. Это одновременно и подпорная стенка и облицовка скалы. Посмотрите, как аккуратно сделан переход между облицовкой и необлицованной частью скалы
092_DSC08841.JPG

Вскоре повстречали лагерь туристов.
093_DSC08839.JPG

Эти туристы сюда не пришли пешком, не приехали на Мотане, а приплыли на лодке.
094_DSC08840.JPG

А какая у них пирамида! На чета нашей!
095_DSC08839-S1590004.JPG

Ещё один тоннель
096_DSC08842.JPG

В тоннелях есть на что посмотреть, например, на способы отделки.
096а.jpg

Скоро Маритуй
097_DSC08843.JPG

И вот, спустя 2 года, мы снова в Маритуе!
098_DSC08844.JPG

Если в прошлый раз в Маритуе наш поход закончился, то в этот раз мы идём дальше, до конца, в Култук.
Маритуй – это относительно большая по меркам КБЖД деревня и станция. Когда то давно здесь был даже магазин!
099_DSC08849.JPG

Теперь магазина нет, и местные жители вынуждены молоко и, если повезёт с поездом, то и свежее мясо,  производить на месте, прямо на станции.
100_DSC08848.JPG

Маритуй прошли. Прошли и старый мост через одноимённую речку
101_DSC08851.JPG

Посмотрите на шпалы. А ведь они уже более 60 лет здесь лежат!

А вот и старые рельсы этого моста. Почему-то никто не сдал их в металлолом.
102_DSC08852.JPG

Маритуй
103_DSC08853.JPG

Красиво
104_DSC08854.JPG

Через километр подошли к туннелю через мыс Маритуй
Красавец
105_DSC08855.JPG

Здесь мы застали туристический поезд
106.jpg

Поезд наехал на камеру, и простоял 5 минут.
106а.jpg

Мы тоже стояли и ждали ухода поезда, чтобы камеру забрать.
107.jpg

Далее начинается самые красивые места на всей Кругобайкальской железной дороге! Это группа Киркирейских тоннелей через Киркирейский мыс.
110_DSC08860.JPG

109_DSC08859.JPG

108_DSC08858.JPG

Эти места очень популярны у туристов. Сюда плывут корабли
111.jpg

Здесь летают вертолёты
113_DSC08857-S1590007.JPG

112_DSC08856-S1590006.JPG

Люди плывут сюда на байдарках
114_DSC08861-S1590010.JPG

Красиво плывёт
115_DSC08860-S1590011.JPG

И, вот, главный, самый длинный, самый тёмный и самый мокрый тоннель Киркирей N3
116_DSC08866.JPG

Этот участок КБЖД строители отстраивали дважды. В итоге на мысе Киркирей получилось два стоящих бок о бок тоннеля. Старый, слева, покороче, новый, справа, - длинный и подальше от берега. Этот "новый" тоннель №18-bis с каменным руслом для ручья Киркирей, построен в 1911 году. При строительстве первого пути инженеры приняли решение обойти скалу. Но этот участок оказался обвалоопасным. Поэтому решили строить тоннель сквозь узкую часть скалы. Длина хода в этом месте получилась около 75 метров.
117_DSC08871.JPG

Через несколько дней после начала работ произошёл обвал. После расчистки завала строители стали укреплять косогор. Работы по пробиванию тоннеля продолжились. В это же время проводилось изучение состояния горных пород на месте строительства. В итоге были найдены многочисленные трещины, угрожающие обрушением. Обвалы продолжались. На заключительном этапе строительства, когда возводили галереи с обеих сторон тоннеля, произошло землетрясение. Тоннель был полностью разрушен.
118_DSC08873.JPG

Пришлось полностью заменить внутреннюю кладку.
Деформация тоннеля убедила инженеров в необходимости строительства другого тоннеля. Во время прокладки второго пути старый тоннель был заброшен. Вместо него построили тоннель длиной 636 метров сквозь всю скалу.
119_DSC08869.JPG

Над его западной (Хм... это как посмотреть...) частью протекает мощный и быстрый ручей Киркирей.
120_DSC08889.JPG

Для его отвода строителям пришлось построить уникальное сооружение, не имевшее аналогов в мировом строительстве.
121_DSC08870.JPG

Плотину построили на высоте 66 метров над уровнем Байкала. В нижней части плотины проделано отверстие. Из этого отверстия вода по бетонному лотку стекает к тоннелю.
122_DSC08891.JPG

Дальше вода поступает в водоотводный тоннель и по наклонному желобу
123_DSC08893.JPG

Затем под красивым пешеходным мостиком, далее по каменным уступам достигает Байкала.
В железнодорожном тоннеле построены штольни и лотки для сбора воды. Отсюда по железобетонному лотку, скрытому под землёй, вода стекает в Байкал.
Старый тоннель мыса Киркирей считается одним из самых сложных на Старой Кругобайкальской железной дороге. Он знаменит ещё и тем, что здесь произошла стыковка Сибирской железной дороги – Транссиба.
Туристов здесь много. На отдых мы расположились в беседке в ней два больших стола и 4 длинных лавки.
Влада послал за водой из ручья. Там, на фото выше, он уже возвращается с водой в армейском котелке. А Славу наверх, на тоннель, фотографировать
124_DSC08892.JPG

Все опубликованные выше фотографии ручья Киркирей, сделаны Славой.
После фотосессии Влад остался отдыхать в беседке, а мы со Славой пошли на исследование старого, разрушенного Киркирейского тоннеля.
За тоннелем идёт только тропа. А когда-то здесь был путь и ходили поезда
125_DSC08874.JPG
Глядя на скалы справа, становится ясно, почему здесь часто случаются обвалы
125а_DSC08875.JPG

Высокая, отвесная скала, облицована камнем
126_DSC08876.JPG

Объём работ потрясает! И вообще не понятно, как вообще строители поднимались на такую высоту.
127_DSC08882.JPG

Внизу, у обрыва кладка попроще, сделанная путём подбора камня по размеру
128_DSC08879.JPG

Внизу тропинка, а 100 лет назад путь, был укреплён сложенной из камня конструкцией арочного типа, похожую на арочный мост.
129_DSC08877.JPG

 Несмотря на то, что мастера приложили немало усилий, чтобы построить эту красоту, хорошо видно это сооружение только со стороны моря
129а_DSC08878.JPG

Красиво
131_DSC08885.JPG

130_DSC08883.JPG

Была надежда пройти по старой дороге до конца, и вернуться в беседку, к Владу уже через основной, рабочий тоннель. К сожалению такой проход невозможен, поскольку Киркирейская тропинка через 100 метров заканчивается происшедшим здесь 100 лет назад обвалом.
Когда вернулись обратно, то застали Влада на верху рабочего тоннеля
132.jpg

Увидев нас, Влад спустился вниз
133.jpg

И мы продолжили свой путь.
У портала тоннеля мы повстречали абсолютно незнакомых нам туристов. Поздоровались. Здесь принято здороваться даже с абсолютно незнакомыми людьми.
134.jpg

Вошли в тоннель
134а_DSC08898.JPG

Оказывается, что бетонный водоотвод вверху тоннеля где-то дал течь, и вода дождём сквозь кладку
135.jpg

льёт на путь
136.jpg

За несколько лет такой капели, вода пробивает шпалы чуть не до половины.

Вода течёт по стенам. Кругом сырость
137.jpg

За многие годы протекания, стены покрылись сталактитами
138.jpg

Годами протекающая крыша дала о себе знать. Тоннель начал разрушаться. Чтобы замедлить разрушение, свод  тоннеля армируют стальной проволокой
139.jpg

«Новый» тоннель Киркирей-3, второй по длине, после тоннеля мыса Половинного. Но, в отличие от Половинного, тоннель Киркирей не прямой, а также как и «Берёзовский» тоннель имеет «S» образную форму, но более длинный и более тёмный.
Поскольку дети уже подросли, души умерших каторжников нас больше не беспокоили.
Но, каким бы длинным и тёмным не был тоннель, рано или поздно появляется свет в его конце, а затем и выход.
140.jpg

А это, та самая старая дорога с другой стороны тоннеля, по которой из-за завалов мы не смогли пройти
141_DSC08900.JPG

А вообще тоннель – красавец
142_DSC08902.JPG

Далее идут многочисленные, правда более короткие тоннели.
Это самые красивые места на Кругобайкалке
143_DSC08904.JPG

145_DSC08906.JPG

Слава, как обычно убежал вперёд
146_DSC08912.JPG

Местами путь зарос так, что даже шпал не видно
147_DSC08913.JPG

А вот из этого тоннеля
148_DSC08914.JPG

На нас неожиданно выехала Монтаня
149.jpg

В этом тоннеле, впрочем, как и в большинстве относительно длинных других, есть выход наружу
Красота!
152_DSC08916.JPG

Там, далеко, мыс Толстый. За ним порт Байкал, Листвянка. Его мы проходили в позапрошлом году
150.jpg

Здесь, по всему побережью, глубина начинается сразу у берега. Несмотря на прозрачность воды, уже через 10 метров дна не видно. Здесь начинается обрыв в глубину.
151.jpg

Насмотревшись на красоты, возвращаемся назад, в тоннель. Вход в тоннель обвалился. С рюкзаками здесь сложно протискиваться.
153.jpg

Выходим из тоннеля
155_DSC08924.JPG

154_DSC08919.JPG

А вот, и мыс Колокольный
156_DSC08922.JPG

Пройдя через очередной тоннель, обнаруживаем древнюю, полуразвалившуюся пристань
157_DSC08926.JPG

Здесь же, наверху имеется относительно уютное  место для лагеря. На этом месте мы решили на сегодня закончить поход . Впрочем, у этого места имеются 2 недостатка. Во-первых, железная дорога всего в 20 метрах, во-вторых, за водой долго и неудобно спускаться. Но, ничего, с этими неудобствами можно и смириться. Влад со Славой ушли вниз. Слава набрал воды и вернулся, а Влад пошёл на пристань.
157а.jpg

Воду перелили в кастрюлю, и мы со Славой присоединились к Владу, который уже разделся и купался в Байкальской воде.
Вдоволь накупавшись, я пошёл готовить ужин, а дети остались  исследовать берег
Наступил вечер. Мыс Колокольный
158_DSC08931.JPG

А это мыс Бакланий. Терез его тоннель мы пройдём завтра
159_DSC08935.JPG

Слава нашёл длинную проволоку и решил измерить глубину. Сразу,  здесь, на причале, глубина оказалась 7 метров!
160_DSC08937.JPG

Видно, что причал был построен очень давно
165_DSC08943.JPG

Вероятно, когда то здесь кипела жизнь. Люди,  как могли, благоустраивали берег. Как подобрана кладка! Камень к камню!
163_DSC08941.JPG

162-DSC08940.JPG

161_DSC08939.JPG

А это просто красивый камень. Если такой распилить на маленькие кусочки, отшлифовать, то можно им торговать в музее в Слюдянке.
164_DSC08942.JPG
Поздно вечером к пристани пришвартовался крабль с туристами. Одна часть туристов осталась на корабле, другая полезла исследовать гору Клокольного мыса.
Когда совсем стемнело, корабль отключил двигатели и электричество, оставив только дежурное освещение. Всё судно погрузилось в сон.

Ну, вот. На сегодня всё. Этой ночью, как обычно, нас поливал дождик. Неудобство заключается в том, что палатка у нас маленькая, и обувь приходится оставлять на улице. А во время дождя, я всё же убираю её в палатку. Здесь главное, не проспать.

Продолжение:
https://deskjet1.livejournal.com/5687.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments