Deskjet1 (deskjet1) wrote,

Саранакан часть VII

Малый Саранакан Восхождение
начало здесь:

К сожалению ни зимой, ни даже летом следующего года, съездить на Саранакан не получилось. Не получилось бы и в 2017 году. Для сестры такие походы уже тяжелы. А потому, на этот раз, я решил взять с собой старших детей Святослава и Владислава. А сестру лишь уведомил, что мы, втроём идём на Саранакан 2 июня. Но она отказалась идти с нами.
Прежде, чем подняться, внимательно изучая карту и космические снимки Google, я составил аж 3 маршрута пешего восхождения, предварительно расставив для навигации контрольные точки. Рассчитывать, как в 2015 году, проехать на автомобиле дальше Кордона не приходилось.

1-ый маршрут самый длинный. Показан синим цветом. Удобен тем, что, проходит по хорошо знакомым местам, можно забрать схрон с дальнейшей возможностью разбить лагерь на нашей полянке. Этот маршрут планировался для восхождения с сестрой, поскольку подразумевал 2 ночёвки на полянке и 1 ночёвку на вершине горы. Т.е. на восхождение и спуск планировалось 2 дня. Плюс ещё 2 дня, это день для дороги от Читы до нашей полянки и 1 день обратно. Итого нам требовалось 4 дня! В основном, по этой причине наш поход 2016 году не состоялся. Сложно одновременно мне и ей выбрать 4 свободных дня.
2-ой маршрут красный. Наиболее оптимальный. Фактически с ним можно справиться за 2 дня с ночёвкой на вершине. Пологий, не крутой подъём. Причём, данный маршрут составлен по данным космических снимков и проходит по лесной автомобильной дороге, просматриваемой до точки D5, которая находится всего в 3-х километрах от вершины. Недостатеом данного маршрута является то, что он проходит в стороне от схрона и по незнакомым местам.
3-ий маршрут самый короткий. По сути, третий маршрут – это некоторое изменение второго маршрута. Недостатком является то, что, судя по карте, он проходит в распадке. А распадок не лучшее место для прохождения. Видимая на космическом снимке дорога теряется на 30-ой точке. Да и вообще, она плохо просматривается.
Долго я не мог решить какой же дорогой идти. Первый вариант также мне был интересен. С прошлого похода на Большой Саранакан, у меня остались фотографии видов Малого Саранакана, снятых с вершины Большого. Это облегчало планирование этого маршрута.
И всё же за неделю до похода я определился со вторым, красным, маршрутом. А на месте решу, о возможности прохождения по зелёному.
Весна 2017 года выдалась ранней и тёплой. Свежая, ещё липкая листва на деревьях обычно появляется 5-8 июня. Но в 17-ом году это произошло на 2 недели раньше. Потому к нашему выходу 2 июня все деревья уже были в свежей ярко зелёной молодой листве.
А весну, также, разделим на 3 периода:
1-ый период с 1 апреля по 20 апреля – весна ранняя. Ещё не везде снег сошел, реки ещё скованы льдом. Но дневные температуры имеют уже положительный знак. А иногда, даже могут и до 20 градусов подняться!
2-ой период с 20 апреля по 20 мая – весна цветущая. Знаменуется появлением подснежников, освобождением рек ото льда, цветением багульника, затем и черёмухи.
3-ий период – с 20 мая по 10 июня – весна летняя. Закончились черёмуховые холода, зацвела яблоня. Заканчивается 3 период весны появлением листьев на деревьях и полным отсутствием ночных заморозков.
Поскольку поход представлялся довольно сложным, особенно в первый день на этапе восхождения, выехали с детьми пораньше, около 9 часов утра.
Быстро проехали до Бургени. Далее, как обычно, перед Кордоном глубокие лужи

И русло Нижней Кумахты

На Кордоне за 2 года нашего отсутствия ничего существенного не произошло

Прямо по Кордону течёт речка. Дальше ехать уже нет смысла.

Поскольку утром выехали рано, без завтрака, то завтракаем

Забираем рюкзаки, переобуваемся в сапоги, маскирую специальной сеткой автомобиль. В принципе, если специально не всматриваться, то и не очень заметно. Хотя, лучше бы было, отъехать пару метров назад

Теперь Выходим! Идём по болоту

Входим в Поповскую Падушку по правой дороге. Это самое – самое начало.

Как обманчива эта дорога! Судя по фото и не догадаешься, что в 100 метрах сзади практически не проходимое болото.
Идём дальше. Речка Нижняя Кумахта имеет множество протоков. Вот один из них и идёт по дороге. Или дорога идёт по реке?

Часто встречаются весьма большие лужи

Сама дорога очень живописна

Лужи – речка, речка – лужи. Красота!

А вот и брод через основное русло. Глубоко. В сапогах не пройти. А на том берегу добротно сделанный из дерева плакат: «Берегите лес от огня». Кто же его в такой глуши поставил!

Дошли до точки D04. Здесь устроили первый привал. Как же здесь поют соловьи! Заслушаешься!
У точки D-06 новый привал. Переобулись в более лёгкую обувь.

Сапоги спрятали здесь же, под поваленной лиственницей. Дальнейшая дорога становится чисто лесной

Метров за 300 до 27-ой точки оказался какой то перекрёсток.
Причём здесь не просто развилка, а настоящий перекрёсток. Ещё одна дорга уходит в лес, влево, в сторону Поповской Падушки. Беру эту дорогу на заметку. Появилась мысль завтра вернуться по старой дороге, с целью проверки сохранности схрона.
Доходим до D07. Развилка. Ммм, да. Дорога явно давно брошена

Идём дальше

Подъём пока не крут. Да и идём пока что в падь Верхней Кумахты

У точки D1 c трудом различаю показанную на карте дорогу
7-28_S1580005_Развилка-заросшая дорога на карте.JPG
Мы же уходим влево. На лиственничной хвое просматриваются следы прошедшего здесь уже после схода снега квадроцикла.

Сам подъём начинается с точки D3

Дорога ведёт в гору.

Подъём по прежнему не крут.

Однако вес рюкзаков стал ощущаться более сильно. Привалы участились.

Здесь сплошной ковёр болотного багульника. Хоть пока он и не зацвёл, но специфический запах уже пошёл.

Чем дальше идём, тем подъём становится круче. Малый Саранакан, как и Большой сложен из ступенек. Правда леса здесь больше, а курумников меньше. Хотя… Мы же по прежнему, по дороге идём. Может поэтому курумов мы и не видим.
На очередном привале у точки D-4 снимаем с одежды около десятка клещей. Решаем побыстрее покинуть это место

Проходим последнюю установленную мной точку D5. Далее из-за отсутствия космических снимков дорога становится абсолютно неизвестной.
Дошли до какой то развилки. Дорога уходила вниз и вправо. Вероятно в сторону Сахалтукана. Наша же дорога, вместо того, чтобы идти вверх, отвернула влево. Поскольку она всё же шла на подъём, решаю не уходить с неё.
Тем временем, ступенчатая структура Саранакана стала просматриваться более ярко. Ровная площадка подъёма сменяется крутой ступенькой.
На дороге показался родник. Появилось желание сойти с дороги вправо, поскольку дальнейшее движение по ней уже отдаляло нас от вершины. Но, тем не менее, дорога, всё же, шла на подъём, причём уже, весьма крутой. Так, что продолжаем движение по дороге. И вот, метров через 800 после родника, что называется, пришли…
Дорога пошла вниз, в сторону начала Поповской Падушки. А в просветах между лиственницами виден Большой Саранакан.
Ну, что теперь делать? Подъём нас сильно вымотал. Сил продолжать подъём по бездорожью через лес, ерник и курумы уже не осталось. А здесь, прямо у дороги, в самом начале спуска уже кто-то разбивал лагерь. Здесь имеется кострище с мусором, пустые бутылки и сломанный пластиковый стул…
И кедровый стланик. Интересно, вырастут ли когда-нибудь эти шишки?

Несмотря на ещё раннее время около 15 – 16 часов, решаем отказаться от ночёвки на вершине, и разбить лагерь здесь. А восхождение совершить завтра, на легке, на рассвете. До вершины нам оставалось ещё 1,2 километра.
Ставлю на газ варить ужин. Слава от усталости сидит полностью отрешённый и в душе посылает всех.

У Влада остались силы только на охрану колбасы

После ужина силы вернулись. Поскольку, до заката ещё далеко, предлагаю, оставив вещи, совершить восхождение сегодня. Влад со Славой оказались не против.
Вернувшись по дороге назад метров на 100, вышли к этому месту. Отсюда мы и начали восхождение

Подъём без рюкзаков не был сложным. Тем более, вначале курумы были представлены не очень крупными камнями

Вскоре поднялись на последнюю ступеньку перед вершиной

Ещё не много, и мы на вершине! Как же отличаются вершины двух братьев Саранаканов! Если по вершине Большого Саранакана можно совершать прогулки, то здесь вершина представляет собой сплошной курумник из огромных камней.

Вся вершина заросла кедровым стлаником. Иногда, даже может показаться, что вершина не такая уж и неприступная. Но это обман. Под кедровым настоящие «ногосломные» камни, крайне сложные для прохождения. А представьте себе этот пейзаж зимой, под снегом. Вот вам и обманчивая равнина!

Зато, какие отсюда открываются виды!
Вот, например, падь речки Верхняя Кумахта

Здесь, на фото я нарисовал наш путь сюда.
А вот, Поповская Падушка

Здесь я нарисовал наш обратный путь, который нам предстоит завтра. Этот рисунок я сделал после похода, дома, на основании уже пройденного пути по GPS треку. Вообще, расстояния в горах очень обманчивы. Обратите внимание на наш путь зигзагами. На самом деле зигзаги по горизонтали очень малы и на местности не превышают двух километров. В то время, как кордон находится от нас порядка 15 километров. И по расстоянию наш обратный путь не длиннее пути, по которому мы пришли сюда.

Здесь же расположена метеостанция, работающая в автономном режиме.
Флюгер метеостанции

Солнечные батареи и мачта с антеннами, направленными в сторону Читы

С трудом, перелезая через курумы, иду к южному склону горы, чтобы запечатлеть Большой Саранакан.
Юго-западный склон горы

Юго-восточный склон горы. Там видны Подволок, Шишкино, и возможно, на горизонте, вверху слева - Чита

А вот и сам Большой Саранакан
7-16c_Вид с Малого Саранакана на Бльшой Саранакан.JPG

А это что? Ничего не напоминает?
7-16d_Вид с Большого Саранакана на Малый Саранакан.JPG
Так ведь это фото Малого Саранакана двухлетней давности! Мы сейчас находимся на этой горе! Как же похожи эти 2 горы! И какие они разные!

Большой Саранакан крупно
7-16e_S1570003_Большой Саранакан крупно.JPG

Оглянулся назад. Да ведь мы ещё не на самой вершине. Вон она, где вершина вершин! Там, где сломанный триангуляционный пункт

Идём туда. Влад сразу же оседлал постамент пункта с воплями «Я король мира!»

Слава пытается «поймать» интернет, чтобы «выложить» свежие фотки своего восхождения. К сожалению, интернет он так и не поймал.

Метеостанция с вершины вершин

Подумать только. А ведь у нас были планы поставить здесь палатку!

Хорошо, хоть мы сюда с тяжёлыми рюкзаками не припёрлись!
Пошёл дождь. Влад пытается напиться. Воду мы с собой не брали

Мокнуть особо не хотелось, да и темно как то стало…
Пошли на спуск

Сильного дождя не было, лишь слегка брызнул. Но и этого хватило на то, чтобы лишайник на курумах стал чрезвычайно скользким.
Вот, скользкий курумник раз

Влад отчитал брата за неуклюжесть, заявляя, что он вообще никогда не падает.
И в этот самый момент, на том же самом месте, скользкий курумник два

Сложность похождения мокрого курумника увеличилась. Мало того, что заросший стлаником, он не виден. Ногу ставишь наугад. Будет там глубокая яма или камень – неизвестно. Так после дождя он ещё и скользкий! Иногда большие камни проще проходить на пятой точке

Радуга

Вскоре вернулись к лагерю. Воды у нас осталось мало. Спустились на 800 метров к ручью на дороге. Понятно, что в таком виде эту воду пить нельзя. Зато, какой вкусный чай из неё!
Поскольку недостатка в воде мы больше не испытывали, то пили чай весь вечер, до ночи. На троих за вечер выпили почти 6 литров! Вечер. Где то вдалеке куковала кукушка. Всего одна… Рано ещё. Вот, недели через две, будет гвалт!
Легли спать в свою лёгкую, походную, испытанную ещё на Кругобайкалке палатку. Ночью иногда дул ветер и «припускал» дождик. Но, уставшие за день дети крепко спали и ничего этого не слышали.
Утром, на рассвете, я вышел из палатки.

Восход на Саранакане

Спуск в Поповскую Падушку. Сначала хотел спуститься туда, продолжив свой путь по дороге дальше. Но потом передумал. Лучше вернуться по уже разведанной дороге. Да и сапоги оставили на вчерашней дороге.

Большой Саранакан в утренних лучах
7-24_Большой Саранакан из лагеря.JPG

Курумы Большого Саранакана

Приготовил завтрак. Разбудил детей.
После завтрака начались сборы лагеря

Место лагеря. Сломанный стул оставляем на месте. Выступаем

Подошли к вчерашнему питьевому ручью

На спуске

Дорогу иногда преграждают поваленные лиственницы

Наш путь.
Молодая зелень. Через месяц здесь будут «джунгли»
7-28a_S1580006_наш путь.JPG

Дошли до схрона с сапогами. Переобулись. Спустились в Поповскую Падушку. На перекрёстке пошли по новой дороге прямо, вглубь падушки, в надежде, что она выведет нас на правую, нашу старую, неоднократно нами как ногами, так и на автомобиле пройденную дорогу.
Однако вскоре дорога повернула влево и пошла параллельно обеим дорогам в центре падушки. А вскоре и вовсе повернула влево, явно направляясь обратно на нашу вчерашнюю дорогу к пятой точке. Пришлось круто повернуть вправо и идти по полному бездорожью. Сначала путь был не слжным. Шли через лес. Но, как и следовало ожидать, лес закончился и пошёл ерник. В начале июня ерник ещё не сильно разросся и оказался не слишком сложным для прохождения.
И вот, наконец, дорога! Если не знать о её существовании, то можно и мимо пройти, приняв её за небольшую полянку. За 2 года по ней ни кто не ездил! Хоть и ерником она и не заросла, но и никаких следов на траве нет.

Дорога была сильно заболочена. Неужели два года назад мы здесь ездили? Это ведь настоящее болото!
Через пару километров подошли к нашему старому, двухлетнему схрону.
Вот место, где мы застряли

За 2 года ничего не изменилось. Предположение о том, что здесь, на этой дороге, последним был мой автомобиль подтвердилось.

Подошли к поваленному дереву со схроном

Схрон был на месте! За 2 года его хорошо завалило листьями. Он стал практически незаметен.

Что ж, отдохнули, пошли дальше

А вот уже и выход из Падушки
7-31a_S1580011_выход из Поповской падушки.JPG

А вот, и вход. По той, заросшей дороге, примыкающей слева, мы приехали в самый первый раз, осенью 2012 года
7-31b_S1580013_въезд в Поповскую Падушку слева объездная дорога.JPG

А вот, через 50 метров, дорога – въезд, по которому мы ушли вчера.
Знакомое место? Обратите внимание на кривенькую берёзку слева от дороги. Попробуйте найти её ещё на одном фото в этом отчёте

Впереди нас ждёт наше, хорошо знакомое болото

На полпути должна расти хорошо знакомая по прошлым походам лиственница. Но теперь её больше нет
7-31c-S1580014_Бугорок развилки объезда листвянки уже нрет.JPG

Два года назад она засохла, а теперь остался только пенёк
7-31d-S1580015_ листвянки уже нрет.JPG

Скоро Кордон
7-31e-S1580017_вдали кордон справа деревца.JPG

Речка перед Кордоном снова поменяла русло, и здесь, по дороге уже не бежит
7-31f-S1580020_там кородон.JPG

Всё пришли! Наконец-то Кордон!

Сейчас снимем сетку и поедем домой.

Вот, и закончилась наша эпопея с Саранаканами.
В заключении выкладываю наш реальный трек похода

Поедем ли мы сюда ещё? Наверное, да.
Это волшебно-мистическое место постоянно тянет к себе. Чем больше проходит времени, тем сильнее тянет. Особенно, ежедневно созерцая эти вершины из города по пути в гараж.