Deskjet1 (deskjet1) wrote,
Deskjet1
deskjet1

Categories:

Пешком с детьми по шпалам Кругобайкалки

Часть I. Легенда КБЖД, как всё начиналось.
00.JPG

Введение.

Идея пройтись пешком про Кругобайкалке появилась неожиданно. Конечно, я знал о существовании этой дороги, но как вариант поездки по ней на поезде не рассматривал в принципе из-за неоправданно высокой цены туристического поезда и малой интересности путешествия из окна поезда. Но, осенью, 2014 года, прочитал очень интересное путешествие петербуржца на велодрезине.
Конечно, никакую велодрезину я строить не собирался. Но что мешает пройти этот путь пешком?

Чтобы не копировать сюда информацию о КБЖД, можно ознакомиться с первоисточником в википедии. Но от эпитетов не удержусь! Скопирую из интернета:


Кругобайкальская железная дорога — из тех, что впечатляют сильно и сразу. Десятки тоннелей и галерей, сотни мостов, виадуков и подпорных стенок соседствуют с природными памятниками, которым нет аналогов в мире. Техническое чудо XX века — результат колоссального труда на грани человеческих возможностей.
На воплощение грандиозного замысла ушло без малого 6 лет. Первые строительные работы начались в 1899 году, а в эксплуатацию дорогу сдали в октябре 1905 года. Участку пути, соединившему разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, не было равных по стоимости, количеству и сложности работ на каждый километр пути. Ещё за КБЖД сохранился эпитет «золотая пряжка» стального пояса России - как самого дорогостоящего и самого восхитительного железнодорожного проекта, реализованного еще в царские времена. Пролегая вдоль кромки берега по красивейшим мостам, каменным тоннелям, виадукам вдоль подпорно-одевающих стен и речных долин, этот некогда амбициозный проект удивительным образом вписывается в общий привлекательный ландшафт, изрезанный утёсами и отвесными скалами
.


Ну и как поле этого не возникнет желание воочию увидеть это чудо?!

Предварительно поход наметил на лето 2016 года, т.к. отпуск в 2015 году у меня был в мае-июне. А это не самое лучшее время для путешествий по Байкалу. В это путешествие я решил взять с собой двух сыновей Влада 10 лет и Славу 12 лет. И вот, приходит время отпуска 2015 года. А настроение не отпускное. Горит лес. Дым. Сижу дома. Отпуск пропадает… А почему бы не поехать на Байкал прямо сейчас? Всё! Хватит дышать дымом! Едем на Байкал! И июнь месяц не помеха, т.к. купаться в ледяной воде Байкала всё равно никто не собирался. Конечно, сразу ехать не получится. Требуется подготовка, покупка недостающего снаряжения.
Подготовка.
Готовился к походу больше недели. Два дня ушло на подробное изучение и составление маршрута поездки. Здесь я использовал программу Google Планета Земля. Причём за эти 2 дня я настолько подробно изучил маршрут, что потом, на практике, мне всё было уже знакомо. Особо подробно изучил маршрут проезда и пешей прогулки по Иркутску. Для навигации в автомобиле использовал навигатор Explay, вне автомобиля - смартфон на Андроиде. В Иркутске пользовался программой 2GIS, во всех остальных случаях OziExplorer, установленный как на навигаторе, так и на смартфоне. Некоторые карты для OziExplorer пришлось сделать (привязать) самостоятельно. Это крупномасштабная карта Байкала (для навигации в автомобиле) и мелкомасштабная с достопримечательностями КБЖД (для навигации во время похода). Поскольку автомобильному навигатору уже несколько лет, то обновить карты родного Навитела не представлялось возможным. А ехать по старым картам в городе односторонних улиц – тот ещё экстрим. Впрочем, улицы с односторонним движением распознаются по спутниковым снимкам Google Планета Земля. Да и на 2GIS такие улицы показаны. Так, что весь маршрут был разработан заранее.
Снаряжение.
Снаряжение для авто путешествий у меня имелось. А вот, для пеших путешествий не было почти ничего. Поэтому, дополнительно было закуплено:
2 рюкзака туристический NORDWAY и охотничий NOVA TOUR, армейский вещмешок, армейская плащ-палатка, пара армейских котелков. Дешёвая (1100 рублей), но очень лёгкая (1,1 кг) 2-х местная (нам втроём не было тесно) палатка. Фильтр для воды, с изготовленным креплением из пластиковой бутылки, идеально входящим в армейский котелок. Портативная газовая плитка (маленькая и лёгкая 400 грамм), газовая горелка (для сжигания горючего мусора и в случае необходимости разведения костра), газовые баллоны к ним. Для смартфона был куплен внешний аккумулятор 12000 mA/ч.
1. Фильтр для воды, газовое оборудование.
01.jpg
Фильтр для воды – чрезвычайно полезная вещь в походах. Даже чистейшая байкальская вода требует фильтрации из-за водорослей и различных насекомых плавающих возле берега. Армейский котелок тоже чудесное изобретение. Он вам и котелок и тарелка и кружка, а при необходимости даже сковорода.
Остальное снаряжение уже имелось и использовалось ранее в авто путешествиях.

Также, заранее было разработано меню на каждый день похода. В рюкзак уложены продукты согласно этого меню. Здесь самое главное – не брать ничего лишнего! В дальнем походе в рюкзаке лишняя иголка плечи тянет!
Рюкзак NOVA TOUR очень неудобен в походе. Спинка хоть и жёсткая, но прямая, давит. Нет поясного упора. Вместо него – тоненький ремешок, который и затянуть то невозможно. Но, купили его за то, что в него поместились 3 спальных мешка, имеется возможность пристегнуть два коврика и палатку. Вес полностью экипированного рюкзака составил 7 кг., что позволяло нести его кому-нибудь из детей. В армейский вещмешок была положена плащ-палатка, котелок –кастрюля, газовое оборудование. Сбоку пристегнули бутылки с водой. Вес загруженного вещмешка составил порядка 5-6 кг. вместе с водой. Ну и всё остальное я взял на себя. Загруженный NORDWAY весил 22 кг.
2. Примерили рюкзаки с предполагаемым весом. Самый маленький сын до походов пока не дорос.
02.JPG
Вообще-то я не любитель фото а-ля селфи. Но, так получилось, что в этом путешествии на мне лежал груз очень тяжёлого рюкзака ответственности за детей, то иногда было просто не до фотографии. Поэтому в этом отчёте очень много меня и моих пацанов.
Что касается одежды – то это очень ответственный момент. Ведь всё должно быть очень практичным. И опять же – ничего лишнего. Поскольку на Байкале ночью холодно, а в начале июня возможны даже заморозки, то наличие тёплой одежды просто необходимо. Поэтому помимо курток, в рюкзак были сложены тёплые трико, свитера, и обязательно тёплые носки. Я на себе неоднократно проверял, что, бывает достаточно только одних тёплых носков, чтобы с комфортом спать в спальнике при низких (до 0 градусов) температурах.


День первый выезд.
Выезд был запланирован на утро 6 июня. Автомобиль был загружен накануне вечером. Утром оставалось только проснуться, умыться, позавтракать и ехать.
Выехали относительно рано, в 6-30. Как обычно, нас провожал дождь. Густые, тёмные облака закрывали небо до Хилка.
3. В Хилке остановились на «перекус».
03.JPG
4. В Мухошибири проехали по дороге с облаками...
04.jpg
Обедали в кафе на перевале между Мухошибирью и Тарбагатаем. Хорошее, недорогое кафе. Народу там нет. Дальнобои почему-то проезжают мимо. На обратном пути обедали в нём же.
5. Доехали до «Спящего льва». Похоже?
05.jpg
6. Знаменитый вид на Селенгу.
06.JPG
7. На камнях «Спящего льва»
07.JPG
Улан –Удэ проехали по объездной, в районе Бабушкина купили Омуля, и вечером встали на ночёвку на заранее отмеченную точку за 8 км. до Слюдянки. Поужинали омулем горячего копчения. Уже в темноте поиграли в игру «кто дальше камень закинет». Место весьма живописное. Если б не близость железной дороги, то вообще было бы здорово. Спать пришлось втроём в автомобиле. Уснуть в палатке под грохот поездов нереально.
День второй. Иркутск.
Проснувшись пораньше, выехали на Иркутск.
8. По пути посетили мраморный вокзал Слюдянки, для уточнения расписания пригородного поезда Слюдянка – Порт Байкал.
08.JPG
Серпантин в Култуке не впечатлил. Видел и покруче. Для большегрузов, да зимой, в гололедицу, может и сложно. Но если бы не знал о «коварности» этого серпантина, то проехал бы и не заметил. Практически вся дорога от Култука до Иркутска проходит в горах. Множество поворотов, подъёмов и спусков. Местные водители не заморачиваются по поводу пересечения сплошной линии дорожной разметки. И там, где есть возможность обогнать, то обгоняют через сплошную. Среди них есть и особо «нетерпеливые», так, что нужно быть готовым к тому, чтобы уступить дорогу такому «нетерпеливому», несущемуся вам в лоб. Хотя в целом, иркутские водители мне понравились. Среди них почти нет "тошнотиков".
В Иркутск приехали рано, около 8 утра. Парковка на Степана Разина 6 оказалась закрытой. А может я въезд мимо проехал. Пришлось на месте разработать новый маршрут. На спутниковых снимках от Google, было видно много свободных парковочных мест в центре города вокруг сквера Кирова. И это в рабочий день. Учитывая, что я приехал в Иркутск в выходной, то вполне можно было рассчитывать на парковку. Так оно и вышло. Припарковался у гостиницы «Ангара».
В сквере Кирова работало более десятка дворников. Вода в фонтане ужасно грязная.
9. Посидели у фонтана.
09.JPG
Перед зданием иркутской думы, была смонтирована сцена (попала в кадр). Стала понятна грязь в центре города – накануне отмечался «День города». Из гостиницы вышли китайцы с фотоаппаратом. Знаками показали, чтобы я их сфотографировал у фонтана. Далее мы прошли на набережную.
10. Центральная набережная «двухъярусная». Сделана красиво, но чего, то не хватает. Пусто здесь, неуютно как то. До этого много раз бывал на набережной в Хабаровске. Вот там, ну, очень «крутая» набережная! Так, что есть с чем сравнивать. Впрочем, возможно, не мне критиковать. У нас в Чите, вообще никакой набережной нет.
10.JPG
11. Спустились к воде. А вода необычайного бирюзового цвета! Конечно, ведь эта вода Байкала! Вот только вниз по течению плыли куски мяса! Очень много мяса! Все препятствия течению на дне залеплены мясом. Вероятно, что-то произошло на Иркутской ГЭС, и рыбу размолотило турбинами. А может это нормальное явление – мясо в Ангаре?
11.jpg
12. В конце набережной познакомились с двумя геодезистами Сашей и Андреем. Саша прочитал интересную лекцию по геодезии. Слава её внимательно прослушал, а геодезист Андрей старательно законспектировал.
12.JPG
Затем прошли к цирку. Посмотрели на фонтаны, послушали песни Утёсова, сфотографировались с Гайдаем.
13. Поучаствовали в поимке Кавказкой пленницы.
13.JPG
Потом прогулялись по Карла Маркса. Прошлись по иркутскому Арбату – улице Урицкого. А на перекрёстке с улицей Литвинова повстречали туриста – недотёпу.
14. Здесь Влад показал недотёпе куда надо смотреть. Там, на фасаде соседнего здания барельефы женщин.
14.JPG
Вернулись к машине по улице Сухэ-Батора. Следующая парковка планировалась у стадиона «Труд». Но эта парковка оказалась ликвидированной. Повернули направо, припарковались у набережной на бульваре Гайдара.
15. На набережной нерпа угостила детей мороженым.
15.JPG
Посмотрели на императора, и пошли к 130 кварталу.
16. Там на Влада напал чудо зверь. Хорошо, что уже с добычей был. А то бы точно сожрал!
16.JPG
17. Вырвавшись из лап зверя, почесали за ушками собачку.
17.JPG
Затем посетили экспериментарий – музей занимательной науки.
18. Посидели на гвоздях.
18.jpg
Захотели обедать. Обошли весь 130 квартал, но, ни одного нормального кафе не нашли. Одни рестораны. Под названием «Кафе», также скрывался ресторан. Впрочем, внутрь мы даже не заходили видя «крутизну» и отсутствие посетителей с порога разворачивались и шли дальше.
Вообще Иркутск произвёл хорошее впечатление. Город понравился. Деревья, в отличие от Читы здесь не уничтожают. Исторический центр не трогают. Новые жилые дома в центре не строят. Чита же, благодаря «вечному» мэру утратила практически весь свой исторический облик, все деревья уничтожены. А те, что, остались – обезображены.
Пора ехать дальше. Обедать решили в придорожном кафе на выезде из города. Выдвинулись в сторону Листвянки. Придорожные кафе так и не попадались. Следующая остановка планировалась в Тальцах. Прибыли в Тальцы уже в 5 вечера. До закрытия 2 часа. Чтобы нормально осмотреть музей нужно как минимум часа 4. За эти 2 часа только поверхностно успели ознакомиться с экспонатами. Музей очень интересный. Понравился.
19. Жилище эвенков сделано из коры дерева. Там и перекусили.
19.JPG
20. Осмотрели древний водопровод.
20.JPG
21. Деревянный механизм мельницы.
21.JPG
22. Внутри дома священника.
22.JPG
23. Острог. Кстати, он ещё строится. Судя, по будущей занимаемой площади – это будет замечательная экспозиция!
23.JPG
Внутри каждого здания выставлена экспозиция. Имеются весьма древние экспонаты.
24. Залезли в карцер. Внутри – темнота.
24.JPG
25. За «перекус» в неположенном месте, Влада арестовали, посадили на цепь, надели «галстук каторжника». Да… с такой колодой далеко не убежишь. Посадили бы в тюрьму, но она оказалась на замке.
25.JPG
26. После освобождения, прошлись по центральной улице музея.
26.JPG
На этом посещение Тальцов подошло к концу. Экспонаты стали закрываться, ну а мы поехали дальше. Ещё дома, в Google Earth я нашёл съезд с дороги на Ангару. И живописное место на берегу. Там, в километре от Большой Речки, мы и остановились на ночлег. На газу сварил вермишелевый суп из пакетиков + рожки+картошка+банка тушёнки (хорошей Улан-Удэнской). Не рассчитал с консистенцией и объёмом. Но 3 литра «стоячего» супа съели за 10 минут! Было очень вкусно. Весь день были голодными! Не ожидал от Иркутска такого подвоха! Потом, через интернет я узнал, где можно недорого пообедать, но это ведь через интернет.
Наконец пришло время испытать палатку. Перед серьёзным походом такое испытание необходимо! Сейчас, если, что, то мы всегда сможем уйти в машину. А в походе такой возможности не будет! Палатка оказалась неплохой. На дно постелили армейскую плащ-палатку. Кстати, плащ-палаткой мы пользовались постоянно. Затем 2 туристических коврика. Спали в спальниках, одетыми в специально взятой для этой цели тёплой одежде. Испытание прошло успешно. Никто не замёрз, а Влад даже вылез из мешка. Со слов детей, им было холодно, только тогда, когда утром выходили из палатки.

День третий. Листвянка. Начало похода.
Рано утром было весьма свежо. Автомобильный термометр показал всего +6 градусов! Пока дети спали, приготовил лёгкий завтрак. Позже, дети помыли посуду, а я собрал лагерь. До Листвянки доехали за 15 минут. Первым делом, необходимо было найти причал парома. Нашли.
27. Узнали расписание парома.
27.jpg
Обратите внимание на расписание последнего парома №6. Он ходит всего 2 месяца в году. А пригородный поезд из Слюдянки в порт Байкал приходит в 7 часов вечера. Как мне кажется, этот абсурд придумали неспроста. Кому-то это выгодно.
Оказалось, что в день нашего отъезда паром не ходил. Его замещал теплоход. А теплоход уходил с другого причала, километром далее. Кроме того, теплоход не берёт на борт автомобили. Но нам это и не надо. Вторым делом, нам надо было найти платную охраняемую автостоянку, и желательно, поближе к причалу. Искать долго не пришлось. В первой же гостинице, в 300 метрах, от причала, «У Озера», договорились с администратором за 150 рублей в сутки. Заплатил за 4 дня, но машину пока оставлять не стал. Листвянка – сильно вытянутый вдоль берега посёлок. И передвигаться по нему проще на автомобиле. До теплохода ещё немало времени, и мы решили посвятить его экскурсии по посёлку.
В первую очередь посетили лимнологический музей. Вот здесь было чрезвычайно интересно! Мы осматривали экспозиции более 4-х часов! Причина тому – хорошие экскурсоводы. С разными экскурсоводами мы обошли его дважды. Причём каждый экскурсовод рассказывал то, чего не рассказывал предыдущий. Также в музее виртуально погрузились на дно Байкала, в микроскоп посмотрели на байкальские микроорганизмы. И ещё дети час не отходили от аквариума с нерпами.
Затем прогулялись через всю Листвянку. В нерпинарий не пошли. Достаточно на нерп в музее насмотрелись.
28. С берега осмотрели Шаман камень.
28.JPG
29. За Шаман камнем – порт Байкал, откуда начнётся наш поход.
29.JPG
Но, вот время подходит к 4 часам. Ставим машину на стоянку, берём рюкзаки и идём на причал.
30. Теплоход подплывает.
30.jpg
Заходим на теплоход. Теплоход отчаливает.
31. Плывём. Пересекаем Ангару.
31.JPG
32. Порт Байкал
32.JPG
33. Маяк порта Байкал.
33.JPG
34. Вот и приплыли! Поход по Кругобайкалке начался!
34.jpg
Читать далее
Tags: КБЖД, Кругобайкалка, Кругобайкальская железная дорога, Пешком по Кругобайкалке, Пешком с детьми по Кругобайкалке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments