Deskjet1 (deskjet1) wrote,
Deskjet1
deskjet1

Гора Палласа – Великий Исток – продолжение исследования.

Продолжение.
Начало здесь:

В данной статье, некоторые фотографии были взяты из фотоальбома форума и странички Facebook «Диверсант». Если у кого будут претензии по поводу размещения данных фотографий, напишите, я их уберу.

В прошлой статье мне так и не удалось прийти к выводу, о том, что гора Палласа, возможно, не единственная водораздельная. Побывав, на этой горе в марте, когда практически ничто не прикрывает ландшафт, продолжу исследование.
Суть прошлого поста в том, что мной высказывается предположение, что гора Палласа, возможно, не единственная, что, возможно, гора, с такой же относительной высотой 1236 м., находящаяся в 1 километре к юго-востоку, от горы Палласа, тоже водораздельная.

1. Вот так выглядит водораздел официально.

2. А вот так, мог бы выглядеть альтернативно.

На картах указаны точки 1-4, о которых я напишу ниже. Точка 5 – возможная вторая водораздельная гора, и точкой 6 обозначена гора Палласа. Обратите внимание, на то, как кардинально меняется картина водораздела, в зависимости от того, через какую именно точку 2 или 3 проходит главный водораздел. Особенно, учитывая то, что расстояние между точками не превышает 150-200 метров. И по имеющейся в наличии карте невозможно определить, какая же из этих 2-х точек выше. В общем, нужен выезд на место.
Итак, 22 марта, во всемирный день водных ресурсов, читинский клуб любителей внедорожников «Диверсант» и Забайкальское отделение Русского географического общества (РГО), организовали выезд на гору Палласа. Я принял участие в этом мероприятии. Заезд на гору Палласа совершил вместе с «Диверсантами». Сразу хочу отметить высокий уровень организации коллективного выезда как членами РГО, так и клубом «Диверсант». Выезд был познавателен и очень интересен всем участникам. В итоге гору Палласа в тот день посетили более 200 человек!

3.Карта маршрута

Маршрут прохождения показан красной линией. Синими стрелками показано направление движения по маршруту. Синие точки – интересные места на маршруте.
1-я точка, чуть в стороне от маршрута – пещерка.
2-я точка – большая наледь на речке Кадалинке.
3-я точка – пересечение главного водораздела двух океанов.
4-я точка – исток реки Монгой – приток Конды, которая является притоком Витима, впадающего в Лену.
5-я точка – отворот на гору Палласа
6-я точка – гора Палласа
7-я, последняя точка на маршруте – второе пересечение главного водораздела.

4. Сбор участников заезда был объявлен утром, в воскресенье, на театральной площади.

5. Через час мы были у отворота на «Дворцы». Здесь группа пополнилась квадроциклистами.

6. Проезжаем знакомые «Дворцы»

7. По пути делаем остановку, и пешком идём смотреть пещерку.

8. Пещерка.

9. Стены скал несут на себе следы интересного выветривания:

После посещения пещерки, возвращаемся к машинам и продолжаем путь. Через пару километров подъезжаем к истоку речки Кадалинки. Зима в этом году была аномально тёплая. Реки не промёрзли, и «кипели» всю зиму. К весне на истоке Кадалинки образовалась огромная наледь. В прошлую мою зимнюю поездку я даже не заметил её существование. Сейчас же она представляла существенное препятствие для движения. Дело в том, что наледь практически не имеет горизонтальной поверхности и имеет уклон. Если водитель выберет не тот скоростной режим, или неверную траекторию прохождения наледи, то автомобиль, непременно начинает боком стаскивать вниз.

10. Автомобиль становится неуправляем, и со стороны напоминает «корову на льду». Опасность заключается в том, что часто автомобиль останавливается, уткнувшись в дерево, повредив корпус.

11. Нам же, повезло. Насмотревшись на неудачное прохождение первых автомобилей, следующие автомобили прошли без проблем

Вскоре, мы пересекли главный водораздел у истока речки Монгой и начали спуск в падь речки Кадалы, впадающей в озеро Иван. По всей длине, а это более 15 км, падь представляет из себя сплошную болотную марь, летом проходимую, разве что вездеходом. Зимой - это вполне проходимая дорога, практически для любого более – менее высокого автомобиля. Здесь группа «Диверсант» должна встретиться с группой РГО на автобусах и обычных автомобилях, которые ехали к горе Палласа в объезд, через деревню Тасей, и должны прибыть к месту встречи с другой стороны. Здесь был найден еле заметный отворот на гору Палласа.

12.Отсюда видна вершина 1242м.

13. И вершина 1278м.

Группа РГО задерживалась. Руководством клуба «Диверсант» было принято решение продолжать путь к горе Палласа, пока есть возможность беспроблемно ехать, а затем разбить лагерь, развести костёр и ждать группу РГО. Таким образом, удалось проехать ещё 1,5 километра. Здесь решено разбить лагерь.
Дорогу «Диверсанты» прокладывают с помощью 157-го ЗИЛа, по прозвищу «Ступа».

14. Ступа перед штурмом горы.

15. Дождавшись РГО, начался штурм горы «Диверсантами». Но до неё ещё надо доехать, как минимум, 1,5 км., по прямой. Здесь пошла «Ступа». Шла «Ступа» напролом. Мы за ней. И вот мы подъезжаем к подножью горы. Здесь даже квадроцикл остановился на камнях, выбирая лучший путь.

16. Далее, на подъёме, делаем крутой поворот, месим снег, и… всё! Мы на вершине горы!

17. Читаем информационный щит.

18. «Диверсанты» начали монтаж привезённой на «Ступе» стелы.

19. Почти всё готово.

20. И вот стела установлена.

21. Семён - самый главный «Диверсант»

С торжественной речью выступили организаторы поездки, Рома из РГО и Семён – основатель и руководитель клуба «Диверсант»

22. Ну и общее фото на память.

23. Рома со школьниками.

И, вот, пока тусовка на горе в самом разгаре, я начинаю свои исследования.

24. Здесь на горе, сразу видно, что сам водораздел проходит не на самом высоком месте горы. Место, где установлена стела, плакат, прочие знаки, не находятся на водоразделе. Водораздел проходит за автомобилями, что на 16 фото, или более точно, похоже, что он находится на этом бревне. Здесь, воды, стекающие в левую сторону , попадют в речку Кадалу, которая относится к бассейну реки Лена. А воды с правого склона, по официальной версии попадают в речку Домна, которая относится к тихоокеанскому бассейну. Ну, а прямо – Главный водораздел.

25. Но, то, что нынешние знаки находятся в 80-100 метрах от этого бревна, это правильно, поскольку не следует занимать место под будущую 13-метровую стелу, которую, в ближайшие годы, возможно, сделают и установят.

Иду на юго-восточный склон горы. Именно он меня и интересует. Вернее вид с него на падь, где берут своё начало речки Домна, относящаяся к бассейну Тихого океана, и речки Грязнуха (Шаборта), относящаяся к бассейну Северного Ледовитого океана.

26. Сквозь мёртвый лес, за распадком, просматривается гора «Альтернативный исток».

27. Смотрим чуть правее. Делаю фото. Надо было бы сделать панораму, но сразу не сделал. А сейчас смотрим на два фото 27 и 28. Обратите внимание на цифры на фотографиях. Это те самые цифры на местности, что указаны на картах в начале статьи (рисунки 1 и 2). На фото видим, слева склон «Альтернативного Истока». Цифрой 1 обозначен распадок, с которого начинается исток реки Домна. Цифрой 2 обозначен выход на водораздел распадка между горой Палласа и «Альтернативным истоком», цифрой 3, показан официальный водораздел, ну и цифрой 4, исток речки Грязнуха.

Изучая эти фотографии, явно видно только одно. Точки 1 и 4, действительно относятся к разным бассейнам океанов, т.к. в этих точках начинается спуск. А что же точки 2 и 3? Визуально они практически на одном уровне! Однако в любом случае можно сказать, что воды, истекающие с горы Палласа или с «Альтернативного истока», объединяются в распадке (фото 26) и стекают в точку №2. Теперь зададим вопрос. Может ли вода из точки №2 попасть в точку №1? Хоть место практически ровное, отвечу да. Следовательно, гора Палласа действительно является водораздельной горой. Второй вопрос. Может ли вода из точки №2 попасть в точку №4? Если точки №2 и №3 на одном уровне, то ответ тоже – да. Таким образом, гора «Альтернативный исток» тоже может быть водораздельной горой. Здесь не стоит обращать внимание на кажущееся большее расстояние между второй и четвёртой точками. Реально расстояние между точками 1 и 2 не меньше.

29. Увеличим официальный водораздел пади в точке №3. Может, действительно, это горка? А может это ровное место? Краеведы же, уверены, что это горка, и именно здесь проходит главный водораздел.

Конечно, перед тем, как гора Палласа, была объявлена водораздельной, или «Великим Истоком», краеведы подробно изучили этот распадок. Я же в этом исследовании, хочу показать, как всё хрупко. Ведь, пожалуй, достаточно высыпать несколько десятков Камазов гравия в точке №3, или чуть левее точки №2, чтобы кардинально изменить ситуацию и полностью исключить гору Палласа или гору «Альтернативный исток» из водораздельных. А что будет, если на Арахлее, кому-нибудь придёт идея перекрыть Холой? Например, чтобы поднять уровень озера.
Впрочем, «Альтернативный исток» имеет один плюс – в любом случае он находится на Главном водоразделе. Но и гора Палласа не без плюсов. Несмотря на сгоревший лес, она красива, с неё открываются живописные виды. Вершина оформлена. Да и, вообще, есть в ней что то «особенное». В то время как на «Альтернативном истоке» просто глаз не на что положить.
30. А теперь посмотрите на официальную схему.

Не кажется ли, что главный водораздел как бы "искусственно притянут" к горе Палласа? Впрочем, эта схема весьма условна. На ней показана окружность с центром на горе Палласа. Вероятно, это территория всего памятника природы. Вот, с этой окружностью вопросов не возникает. Можно со 100% уверенностью утверждать, что точка Истока находится внутри этого памятника природы.
Вывод из исследования можно сделать такой:
Определять Великий Исток по принципу шаг влево - два шага вправо, нет никакого смысла. И что вся территория памятника уникальна. И нарушить эту уникальность не сложно. Любые, даже не умышленные действия человека могут нарушить этот хрупкий водораздельный баланс.
Проведя исследование водораздела, и убедившись, что ошибки в определении водораздельной горы нет, присоединяюсь к продолжающимся гуляниям на вершине горы.

31. Вершина горы, снята из точки водораздела. Справа речка Кадала, воды которой текут в Лену, слева Грязнуха, впадающая в Арахлей – Байкал – Енисей. Сзади слева, исток в Домну.

32. Вид с горы Палласа на 1278

33. Вид с горы Палласа на 1278 с триангуляционным пунктом, крупным планом.

34. Вид на Арахлей и Шакшу. Арахлей – маленький кусочек справа. В голубой дымке видна деревня Арахлей.

35. Падь Грязнухи – Байкало–Енисейский бассейн.

36. Вот на этом и заканчивается посещение водораздельной горы. Возвращаемся.

Снова пересекаем главный водораздел, обратный путь прошёл по другой дороге, через падь Кадалу, по распадку вдоль речки Жереи, мы выехали на Зыково. Переехав через федеральную трассу, уже в сумерках, мы посетили ещё одну достопримечательность – Красную горку. Красная Горка – это палеонтологический памятник. Здесь находится местонахождение остатков растений и животных мезозойского периода, живших здесь 150 миллионов лет назад!

37. К красной горке подъехали уже в сумерках.

38. Вот, что из себя представляют эти остатки, на древнем сгоревшем угле, превратившегося в камень.

Вот теперь всё! После этого все разъехались по домам.
Tags: Великий Исток, Гора Палласа, водораздел, водораздельная гора, гора Палласа не является